Несмотря на то, что панические атаки описываются общими для большинства признаками, эти описания не годятся для работы.
Каждый человек имеет свой индивидуальный набор признаков ПА и последовательность их запусков. Это его ощущения в теле, мысли, способы поведения и т.д.
Например, в голове может быть туман, который запускается первым, после подниматься страх в груди, далее слабость рук и ног, мысль «меня никто не спасет» — и вот она снова…приехали.
Поэтому я как психолог/психотерапевт выясняю конкретный проявления проблемы для каждого случая. Одна ПА может иметь 5-7 последовательно запускающихся ощущений и, в идеале, надо отработать все.
Например, ниже рисунок одной клиентки. Девушка, 26 лет, город Киев, назовем её Анна.
Тип и последовательность реакций для разных ситуация может быть разная. В этом случае разные реакции были на ситуации прогулки по улице в одиночестве, поездки в общественном транспорте, пребывании в толпе и т.д.
Каждую ситуацию нужно разбирать и прояснять составляющие ПА.
Цели работы психолог/психотерапевт письменно фиксирует с клиентом, они должны быть одинаково понимаемы с клиентом и проверяемы в жизни.
После постановки цели мы провели психотехнологии на повышение бессознательной готовности к изменениям.
Я никогда не упускаю этап постановки готовности, т.к. после него работа идет намного легче и быстрей.
Далее мы отработали и трансформировали первые запускающиеся структуры, как правило, они являются и основными. Методику работы Анна получила, поэтому остальные элементы отрабатывала самостоятельно.
Причины возникновения ПА всегда находятся в прошлом. Поэтому это обязательный элемент работы. В данном случае предпосылками служили два разных события: одно в 17 лет, одно в детстве до 3 лет.
Все причины, которые лежат в прошлом отрабатываются на психотерапии личной истории.
В этом конкретном случае было несколько интересных аспектов. Реакции в первую очередь отрабатывались для ситуации «иду одна по улице» и они переставали запускаться в этой ситуации. Тогда бессознательное перетянуло реакции из других ситуаций, например, из «я в толпе», на эту в попытке запустить ПА.
С точки зрения бессознательного ПА не проблема, а способ адаптации, поэтому оно перестраивает механизмы, которые имеет для достижения цели.
Причиной такой адаптации служила неэкологичная модель мира (окружающие злы), которую мы по ходу процесса и стали перестраивать.
Второй аспект потребовал практически с начала психотерапии работать с семьей, вернее с клиентом, как участником своей семейной системы. Тревожность, которая была одной из предпосылок запуска ПА, была общей чертой каждого участника семьи и транслировалась в постоянных вопросах о здоровье.
Процесс потребовал снятия созависимости с мамой, изменения реакции на разных участников системы.
Панические атаки являются реакцией на контекст или ситуацию, как и в описанном случае, и успешно решаются очно (у меня это г. Киев) или по скайпу.
Для того, чтобы не доводить бессознательное в нашем перегруженном мире к такой адаптации стоит применять методы психогигиены. Освобождать себя от психологического мусора заранее и осознанно.